Не стоит придавать продаже 1 млн. приставок PlayStation 4 в первый же день чрезмерного значения

25.03.2014 18:44

PlayStation 4

Пятница 15 ноября стала большим днём для игрового подразделения компании Sony, которое начало в этот день продажи игровой консоли нового поколения PlayStation 4, а затем сообщило, что за сутки было реализовано 1 млн. экземпляров – и это только в Северной Америке. Это является лучшим стартом приставок в истории. Так, Nintendo Wii в 2006 году в Северной Америке было продано 600 тысяч – за 8 дней.

Однако не стоит переоценивать значимость данного показателя и прогнозировать на его основе долгосрочный успех. Достаточно быстрого взгляда на историю игровых приставок, чтобы понять, что начальные продажи и конечный успех мало связаны.

В 2000 году PlayStation 2 разошлась в первые сутки продаж в количестве 500 тысяч, и в дальнейшем доминировала на рынке игровых консолей. Она стала первой консолью, на которой можно было слушать музыку онлайн, ибо приставка обладала Ethernet-портом. В 2001 году Nintendo GameCube и Microsoft Xbox продали в первый день 500 и 550 тысяч консолей соответственно, однако до конечного успеха PlayStation 2 им оказалось далеко.

Xbox 360 в первые две недели была распродана тиражом в 326 тысяч. Sega Dreamcast продалась в первые 4 дня в США количеством 372 тысячи. Что в итоге? Xbox 360 стала доминирующей приставкой своего поколения, а Dreamcast была снята с производства через год после начала продаж.

Другой историей о необходимости осторожности в оценках является рассказ о Wii U. В прошлом году за первую неделю в США их было продано 400 тысяч, а к концу года эти число выросло до 890 тысяч, при этом спрос якобы ещё и превышал предложение. Однако пришёл 2013 год, и продажи приставки рухнули.

Видимо, реальность такова, что в США в первые дни все консоли расходятся большими тиражами. Если производитель правильно выстраивает рекламную компанию, то спрос на приставки всегда высок, особенно в сезон предновогодних продаж, когда всё это обычно и происходит.

Реальный вопрос здесь заключается в том, может ли компания воспользоваться первичным успехом, поддерживая уровень продаж до следующей весны и далее, когда потребители попробовали приставку на вкус, показали её друзьям и знакомым, и вынесли первые оценки. Вывод: начальный успех – условие необходимое, но недостаточное для долгосрочного успеха.

Конечно, миллион приставок за день затмевает собой все вышеописанные показатели, и это сигнал весьма высокого спроса. Однако это говорит нам не только о спросе, но и о производственных возможностях Sony и о широкой розничной сети распространения. Высокие цены перепродаж на онлайн-аукционах и распродажи предварительных заказов давно давали понять, что сколько компания сможет поставить первоначально в магазины, столько и будет распродано.

Если бы в продаже было 2 млн. приставок, то разошлись бы и они, теперь же второй миллион будет распродаваться в ближайшие недели. И наоборот, если бы было произведено менее миллиона консолей, они бы расходились дольше, но спрос от этого ниже не стал бы.

Через неделю после PS4 в США выходит Xbox One и стоит ожидать повторения того же сценария. Microsoft уверена в своих промышленных возможностях и считает, что все желающие смогут в первый же день приобрести консоль без предварительного заказа.

Более интересный вопрос заключается в том, каковы буду продажи примерно к апрелю, или через год, или через четыре года. На основе первого дня предсказать этого никак нельзя.