Две управленческие парадигмы менеджмента: рациональная и поведенческая

23.09.2016 03:26

менеджмент

Проанализировав тенденции развития двух управленческих парадигм, которые формируют технологию менеджмента (рациональную - ориентированную на управление капиталом, и поведенческую - ориентированную на управление социальной составляющей предприятия), можно подчеркнуть тенденцию усиления последней.

Существуют позитивные предпосылки использования поведенческой технологии менеджмента, поскольку отечественные менеджеры имеют опыт управления социальной составляющей предприятия. Но пока новые ценности общества еще четко не определились, этот процесс требует повышенного внимания руководителей предприятий. Для формирования нового морального кодекса поведения необходимо вводить в действие воспитательную функцию организации. Принимая во внимание то, что зарубежная практика уже давно признала ценность культуры как редкого фактора, который обеспечивает конкурентоспособность предприятия в рыночной экономике, отечественные менеджеры должны изучать опыт и формировать новую культуру коллективов.

менеджмент

Относительно рациональной модели менеджмента, ориентированной на использование категории "капитал предприятия", которая отображает экономическую организацию предприятия и вхождение ее в организованные воспроизводительные циклы общества, то она не использовалась раньше в управлении отечественной экономической системой. Поэтому руководителям предприятий необходимо овладевать инструментами эффективного управления капиталом, чтобы не только успешно бороться с конкурентами за его сохранение и приумножение, но и развивать его таким образом, чтобы не нарушать сложные взаимосвязи экономической системы общества в целом. Необходимость перехода от чрезмерных установок на поведенческие модели к сочетанию их с установками на экономические критерии оценки функционирования предприятий как сложных социально-экономических организаций чувствуют и зарубежные практики и ученые. Т. Ламберт считает, что в управлении предприятием необходимо перестать мыслить измерениями организации и вернуться к концепции бизнеса, он дает рекомендацию относительно изменений управления бизнес-единицами: "Высшее руководство должно быть способным передать надлежащие инструменты в нужный момент и обеспечить их эффективное использование. Главное внимание должно сосредоточиваться на обеспечении экономного управления капиталом".