Технические характеристики музыкальных центров

23.07.2016 03:54

музыкальный центр Technics

Сегодня мы поговорим о музыкальных центрах и о том, как подобрать себе наиболее оптимальную модель. Мы рассмотрим основные технические характеристики музыкальных центров, их влияние на звучание, чтобы вам было проще определиться с конкретной моделью музыкального центра.

Дизайн

Дизайн – без комментариев, потому что это совершенно самостоятельная и самоценная черта. Главное, чтобы гениальные решения художников формы не мешали, а помогали воспроизведению и восприятию звука.

Мощность

Для большой комнаты типовой городской квартиры и 50 Вт может оказаться маловато. Многое будет зависеть от расположения колонок: у маломощной техники их нельзя слишком разносить (каждую – не более полутора метров от корпуса системного блока), иначе объёмного звука не получится. Иногда есть возможность размещения АС только на значительном расстоянии (главное – не в углах комнаты!). Тогда нужно искать аппарат помощнее. Обычно разработчики указывают в инструкции оптимальные параметры расположения акустических систем. Если же таковых не указано – это ещё один повод, вслед за Р.М.P.O, продолжить поиски чего-то посерьёзнее. И хотя мощная аудиотехника предпочтительнее, не стоит гнаться за ней при озвучивании маленькой, до 12 кв.м, комнаты. В таком помещении «переборщить» опаснее, чем использовать технику с минимальными возможностями. Мощные (свыше 100 Вт) акустические системы не должны стоять слишком близко друг к другу, иначе не удастся получить звуковую сцену без значительных искажений.

Достоверность звучания

Важнее мощности и громкости – достоверность звучания. С этим у музыкальных центров как класса аппаратуры дело обстоит не блестяще. Они создавались изначально как эффектное, но в чём-то упрощённое решение. Их разработчики чаще всего заботятся в первую очередь именно о произведении эффекта на потенциального покупателя. Наверное, все слышали о том, что музыкальные центры дают окрашенный звук, причём спецы часто могут определить фирменный характер окраски. Это искажения исходного сигнала, более или менее преднамеренные. Искажения создаёт любая аппаратура. Качество звука определяется тем, каковы искажения и насколько они велики. Функции типа SUPER BASS и LOUDNESS призваны заботиться о чём угодно, только не о достоверности. Вносимые с их помощью искажения большинству слушателей нравятся, по крайней мере, иногда. Вполне сформировался особый тип потребителя, ориентированный только на эффектный, приукрашенный и акцентированный звук. Чаще всего, это люди довольно юных лет. Они не признают принципов Hi-Fi (High Fidelity, высокой верности источнику) и предпочитают воспроизведение позабористее. Это не значит, что такие вкусовые предпочтения не имеют права на жизнь, отнюдь. Возможно, аудиофилы преклонных лет, предпочитающие ламповые усилители, ничем не лучше, потому что отдают тысячи долларов за «мягкий» звук, обусловленный специфическими искажениями (гармониками чётных порядков), присущими ламповой технике. Однако есть вполне определённая грань, за которой украшательство становится своей противоположностью – уродством. К счастью, комплекс числовых характеристик позволяет отделить физическую неспособность к созданию достоверной звуковой картины от утверждений свободных художников типа «а я так слышу живой звук!»

Остальные параметры

Помимо мощности, технические характеристики аудиоустройства, помещаемые обычно в конце инструкции, должны содержать ещё несколько параметров, которые необходимо кратко охарактеризовать, потому что они лучше всего отражают степень искажений исходного сигнала. Вообще без искажений звуковую картину получить практически невозможно. Идеальный источник звука должен быть точечным, мембрана, создающая колебания – невесомой, а её плотность – не превышать плотность окружающей среды. Представили? Нет? Это потому, что таких не существует. Аппаратура создаёт лишь более или менее приближенный к исходному образ звука. Записывается не вся звуковая реальность, а лишь наиболее важная её часть. Воспроизводится из записанного столько, сколько позволяет аппаратура. Восприятие звука определяется его тоном, или частотой колебаний в секунду Герц (Hz) – чем и отличаются высокие и низкие звуки. Считается, что некий средний идеальный человек слышит звуки с частотой от 20 до 18 000 Гц (юные дарования изредка слышат и 20 000, старики выше 16 000 Гц слышать не могут, после 30 лет чувствительность слухового аппарата прогрессивно снижается). Компакт-диск формата CD DA фиксирует звуки с частотой от 20 до 20 000 Гц. Оказалось, что этого недостаточно для подлинной достоверности записи, но речь здесь не об этом. Более важно, что не всякая аппаратура этот диапазон воспроизведёт. Даже «непродвинутые» слушатели понимают, что магнитола за сто баксов воспроизводит компакт-диск как-то иначе, чем музыкальный центр за 500 долларов, хотя запись используется одна и та же. Первое отличие может быть отражено в частотном диапазоне, воспроизводимом этими устройствами. У магнитолы он будет, вероятно, в пределах 100-15 000 Гц, а у музцентра в инструкции будет указан диапазон от 20 до 20000 Гц – это хороший показатель (плохой – 80 - 17 000 Гц). Жаль, что частотным диапазоном характеристика качества звука не исчерпывается, и такой диапазон можно увидеть заявленным для самых примитивных устройств. Это не обязательно обман. Просто крайние значения указанных частот чаще всего можно услышать лишь в случае, когда высокий или низкий звук генерируется искусственно, а не в потоке музыкального произведения, например. Он получается настолько тихим, что его никак не услышать на фоне средних частот, наиболее информативных и простых для воспроизведения (300 – 5000 Гц). Громкость звука определяется амплитудой колебаний (величиной максимального отклонения от нулевой отметки). Составить представление о том, какие части заявленного диапазона будет реально слышно, а какие – нет, можно с помощью амплитудно-частотной характеристики (АЧХ). Это график, показывающий зависимость амплитуды звука от частоты. Его часто изображают на колонках, реже – в инструкциях.

Если такой график приводится для музыкального центра, это свидетельство серьёзного подхода производителя. Кривая на графике АЧХ должна быть максимально ровной, без всплесков и провалов. Неравномерность АЧХ хорошей аппаратуры не должна превышать +/- 4 дБ (плохой показатель -+/- 10дБ). Но и это ещё не всё. Аппаратура, особенно аналоговая, не способна генерировать только полезный сигнал согласно записи источника. Она обязательно порождает шум и обертоны, сопутствующие основному тону сигнала. Их соотношение отражает коэффициент нелинейных искажений (КНИ, DHC). 1% и менее – это хорошее значение. Не пугайтесь, увидев рядом со значением мощности RMS КНИ=10% - это предписывает стандарт измерений, в остальных случаях КНИ будет другой. Но вообще, КНИ=5% -это очень большие искажения и плохой показатель качества звука. Также важно соотношение сигнал/шум – хороший показатель от 90 дБ и более, плохой – менее 80 дБ (показывает отношение полезного сигнала максимальной амплитуды и шумов, которые попутно генерируются в аудиотракте).

Если названные характеристики в описании изделия присутствуют и их значения близки к приведённым выше – аппарат обладает хорошими базовыми признаками и заслуживает внимания. Наилучшие показатели имеют цифровые усилители, они обеспечивают максимальную полезную мощность с минимумом искажений (менее 1%) и очень экономичны. Было бы здорово свести всю мудрость жизни к утверждению: «храните деньги в банке и пользуйтесь цифровыми усилителями». Но жизнь сложна и многообразна. Некоторые искажения очень приятны для слуха любителя даже вкупе с ограниченным частотным диапазоном. Формально безупречные цифровые усилители удостоились прозвища аудиофилов «окончательная смерть живого звука», а старые добрые ламповые усилители по-прежнему используют из-за мягкого «живого» звука, даже в модных музыкальных центрах. Вот, например, прошлогодняя модель, всё ещё широко представленная в продаже.

К сожалению, это не реклама – Philips MCD908 уже снят с официального русскоязычного сайта производителя. А жаль, вещь заслуживает внимания меломанов.

Показатель качества и недешёвого исполнения блока усилителя – наличие широкополосных регуляторов тембра, отдельно для высоких и низких частот. Противоположное решение – включение дешёвой микросхемы, которая хотя и содержит 40 предустановок эквалайзера, регулировки по всему спектру частот не даёт, а лишь выделяет ту их часть, которая, по мнению производителя, делает звучание наиболее эффектным. Не покупайтесь на большое число предустановок: представьте, каково это, искать приемлемый вариант эквализации в бесконечных предустановках «pop, rock, stadium …» и так его и не найти. Гораздо удобнее просто повернуть две классические ручки – НЧ и ВЧ. Их нетрудно регулировать хоть под каждую композицию. Обратите внимание: у самых дешёвых центров такая регулировка всегда отсутствует. Наличие пользовательских установок следует считать обязательным условием приемлемого качества звука, если речь идёт о чём-то большем, чем магнитола. В крайнем случае, это может быть и чисто электронная регулировка – создание пользовательской предустановки графического эквалайзера. У простейших моделей, не отвечающих минимальным требованиям качества, нет и её. Но богатые возможности модуляции и усиления сигнала – это ещё не гарантия качества. Очень многое, если не главное, зависит от колонок.

Мы уже отметили, что акустические системы для всех музыкальных центров, включая лучшие и дорогие, делают по остаточному принципу. Пример – центры Technics, более десятилетия считавшиеся эталоном качества. Сейчас эта марка уходит со сцены, в продаже скромно представлена пара моделей. Но аудитория поклонников бренда пока достаточно широка и заметна на форумах. Здесь немалое место уделено полемике на тему, какие же колонки лучше – штатные после модернизации или нештатные, более высокого класса. Обратите внимание: необходимость улучшения обсуждается меньше, большинство считает её необходимой. Мой знакомый заменил колонки музцентру Technics невольно – одна из штатных получила повреждения, несовместимые с жизнью. Конечно, цены напольной акустики достаточно высоки, и не имеет смысл брать очень дорогие АС для простенького музыкального центра. Так вот, знакомый с восторгом описывал новые ощущения от прослушивания – ему открылся если не целый мир, то по крайней мере новая сторона мира звуков, ранее никак не слышимых при воспроизведении любимых дисков. Стал слышен и фоновый шум усилителя – это к вопросу об украшательстве звучания центров производителями. Привожу этот пример, чтобы обратить внимание читателя на свойства штатной акустики более «народной» марки (дешёвых центров Technics никогда не существовало).